Протеиновый тренд: как белок победил углеводы и стал находкой для бизнесменов из США

Вы, наверное, часто слышите слово «протеин»? В наше время, кажется, что оно звучит буквально из каждого утюга: вдруг стали популярны протеиновые коктейли, на перекус советуют брать протеиновые батончики, йогурт «Активия» с недавних пор тоже стал протеиновым. Что уж тут говорить, что в фитнес-клубах тренеры советуют купить протеин и пить его после тренировок, чтобы восстановить структуру мышечной ткани, а фитоняшки в Instagram рассказывают о десятках рецептов протеиновых блинчиков, запеканок и прочих вкусностей.

Откуда это все? И почему вдруг протеин стал таким популярным и превратился в целую индустрию, приносящую многомиллионные доходы? Ведь протеин – это всего лишь белок, то есть органическое вещество, состоящее из аминокислот.

Страна трендов

Для того чтобы ответить на эти вопросы, отправимся в США. С давних пор одну из важнейших ролей в рационе американцев играла говядина. Однако статистика показывает, что за период с 1970-х годов по первое десятилетие XXI века потребление куриного мяса в США выросло больше чем в 2 раза, при этом потребление говядины с тех пор уменьшилось на одну треть.

Тренд на потребление курицы начался с диеты Аткинса (“low-carb diet”, низкоуглеводная диета): главный принцип ее в том, чтобы не ограничивать количество белков и жиров, но почти совсем отказаться от углеводов. Такую диету иногда даже называют «протеиновым марафоном» — основная продуктовая корзина здесь состоит из мяса (на первом месте, конечно, курица, а не говядина), рыбы, яиц, молочных продуктов, орехов и некоторых овощей и фруктов. Американцы, в последние десятилетия все более трепетно относящиеся к своему здоровью и, в частности, к полезному питанию, на ура восприняли советы диетологов и все больше стали отдавать предпочтение курице: в ней больше протеина, меньше жиров и холестерина. Кроме того, куриное мясо дешевле остального, а ассортимент полуфабрикатов на основе куриного мяса поражает воображение.

Кстати, потребление яиц в последние 5 лет также возросло (с 256.3 до 279.8 яиц на душу населения в год), а продажи сейчас находятся на пике по сравнению с данными за последние 50 лет. Главной причиной такой активности стали исследования, называющие яйца «самым питательным продуктом»: в их составе есть понемногу всех витаминов и микроэлементов, нужных человеку (A, B5, B2, B12, E, K, кальций, цинк и др.).

Немного лобби, но это неточно

Переход на куриное мясо и отказ от говядины поддерживается многочисленными исследованиями: зачастую с потреблением красного мяса связывают риск развития диабета и заболеваний сердечно-сосудистой системы. Статья на эту тему есть, например, на сайте Министерства здравоохранения и социальных служб США. Главным выводом из упомянутого в том материале эксперимента стало то, что изменение рациона респондентов привело к уменьшению количества бактерий, влияющих на вероятность появления у человека проблем с сердцем.

Рост потребления в США наблюдаются и у других продуктов питания, богатых протеином. Например, американцы стали есть заметно больше креветок и рыбы. Американские рыбаки увидели заметный рост спроса на лосось (+44% в 2017 году по сравнению с 2016-м годом), а креветки по-прежнему являются ведущим импортируемым морепродуктом в США – как по объему, так и по стоимости. Общая их стоимость в 2017 году превысила $1,7 млрд, что на $150 млн больше по сравнению с 2016-м годом.

Популярность белка привела к буму на мировом рынке пищевых добавок, который в 2018 году оценивался в $14 млрд. Это обусловлено увеличением популярности фитнес-центров, ростом осознания населением важности поддержания здорового образа жизни, а также с повышением осведомленности людей о преимуществах потребления белка.

На фоне всего вышеперечисленного растет и популярность альтернативного белка: американцы все чаще употребляют в пищу продукты из сои, миндаля и других орехов, кокоса и т. д. Такие источники белка подходят и для вегетарианцев и веганов, а кроме того, большинство из них гипоаллергенны.

Кругом белок

Таким образом, продукты с высоким содержанием протеина прочно вошли в жизнь американцев и тренд на них (в рамках тренда на ЗОЖ) широко распространяется в развитых странах мира. Можно предположить, что в ближайшие годы рацион миллениалов будет состоять в основном из куриного мяса, яиц и морепродуктов и белковых смесях. Поэтому производителям продуктов питания следует обратить особое внимание на наличие в их ассортименте товаров с высоким содержанием протеина.

Фото: dietmap.ru