Протеин будущего: почему производители выбирают бизнес на насекомых

После того, как в 2013 году Организация Объединённых Наций (ООН) выпустила доклад с рекомендациями использовать съедобных насекомых в качестве альтернативного источника белка, протеиновый мир перевернулся. В западных странах начали появляться стартап за стартапом: продукты, рестораны, корма для животных, фермы, напитки и даже косметические средства — всё тем или иным образом связано с насекомыми и их белком.

На сегодняшний день рынок протеина из насекомых оценивается в $144млн. И, по прогнозам аналитиков, к 2025 году объём рынка составит $1,3млрд. Внушительный рост, согласитесь? Более того, в октябре стартовал европейский проект, целью которого является увеличить в странах ЕС потребление белка насекомых. Планируется, что к 2025 году он должен составлять 20% от общего потребления белка в рационе человека. На это выделена существенная сумма — более €8,5млрд.

На сегодняшний день на западном рынке представлено огромное разнообразие продукции с белком насекомых, которая пользуется популярностью среди тех, кто занимается спортом и следит за питанием: батончики, чипсы, печенье, конфеты, протеиновые коктейли и тд. и тп.

Самый быстрый рост рынка отмечен в странах Северной Америки (США, Мексика, Канада и тд.) Аналитики связывают это с популярностью белковых диет, растущие сомнения на тему потребление мяса, наличие большого количества производителей. Стоит отметить, что эти тенденции свойственны и европейским странам и уже на подходе к России.

Итак, давайте разбираться, почему производителям выгоден бизнес на насекомых?

Вернёмся для начала к докладу ООН, в котором говорится, что к 2050 население планеты составит 9млрд. человек, а относительно 2013 года это означало увеличение потребления продуктов в 2 раза. Земли под фермерство становится все меньше, нехватка воды, изменение климата, 1 млрд. голодающих людей — всё это повод пересмотреть отношение к производству еды.

А насекомые относительно животных — это в первую очередь дёшево: они не требуют много воды, их не надо столько кормить, под их разведение не нужны большие земельные площади. Для наглядности: возьмём 100 галлонов (450 литров) воды. Этого количества хватит для получения 6гр белка из говядины, 18гр из курицы и 238гр из насекомых. Получается, что если семья из 4х человек хотя бы раз в неделю будет заменять продукцию из мяса на продукцию на основе насекомых, то сэкономит 650тыс. литров воды. На одном гектаре земли можно в год производить до 150 тонн белка насекомых.

Насекомые считаются высокобелковыми относительно той же говядины: сверчок содержит 69% протеина, а говядина — всего 29%. Что касается полезных свойств, то сверчки богаты аминокислотами, B12, цинком, магнием, кальцием. В них содержится больше железа, чем в шпинате и больше кальция, чем в молоке.

Ещё одно преимущество — насекомые не вырабатывают газы, загрязняющие окружающую среду, в отличие от крупного рогатого скота, в результате жизнедеятельности которого образуется метан. Кроме того, одном гектаре земли можно в год производить до 150 тонн белка насекомых.

По прогнозам ООН, почти 70% населения будет жить в городах, а это означает возможность разводить насекомых в городских строениях, без необходимости открывать ферму за пределами города. Для этих целей  подойдут даже небольшие помещения.

По оценкам экспертов, существует более 2тыс. видов съедобных насекомых, среди которых: тараканы, осы, муравьи, кузнечики, сверчки, саранча.

Мы никого не удивим, если скажем, что основная аудитория потребителей протеина — это любители спорта. Мировой рынок высокопротеиновых продуктов переживает пик популярности, полки забиты протеиновыми батончиками, смесями и мороженым. Разумеется, на этом фоне белок из насекомых пришёлся как нельзя кстати. Крупнейшие европейские ритейл сети сотрудничают с производителями продукции на основе протеина насекомых, выставляя товары на полки на равне с другим спортпитом.

Предлагаем список основных компаний, работающих на рынке насекомых:

США: Aspire Food Group, Chapul Cricket Protein, EnviroFlight LLC

Нидерланды: Protifarm, Protix

Франция: Innovafeed, Ÿnsect

Канада: EntomoFarms

Великобритания: Jimini’s

Германия: Swarm Nutrition GmbH

Ирландия: Hexafly

Южная Африка: AgriProtein Holdings Ltd.

Все вышесказанное говорит о том, что тренд однозначно задан на высоком уровне, производители расширяются, стремясь сделать насекомых — источником протеина будущего. Осталось дело за малым — перевернуть сознание человека.

Фото: griloprotein.com.au