Важно знать: как предпринимателю защитить бизнес-идею от кражи

Многие начинающие бизнесмены задают себе вопрос: «У меня появилась уникальная и инновационная идея, которую еще никто не реализовал. Что нужно сделать, чтобы ее не украли?». Решение – оформить патент или подать заявку на регистрацию товарного знака. В сознании большинства людей эти понятия ассоциируются с прорывными высокотехнологичными устройствами, но это не так. О том, как защитить интеллектуальную собственность и почему это важно для подавляющего числа предпринимателей ТрендХакер поговорил с руководителем компании МОС_Патент Анастасией Моськиной

Для начала давайте разберемся, в чем отличие патента от товарного знака, и зачем они нужны? 

Мы живем в чудесное время — время развития, внедрения новых технологий и инноваций. Чуть ли не каждый день можно услышать, что где-то что-то создали, и это новшество намного упрощает нашу жизнь. Именно для таких талантливых людей, которые своими руками создают новые технологии и интересные стартапы, существуют институт охраны и защиты интеллектуальной собственности.

Для того чтобы защитить свои исключительные права, необходимо оформить патент или товарный знак. Что касается различий между этими понятиями, то товарный̆ знак — это средство индивидуализации товара или услуги. Его используют для того, чтобы выделить свою продукцию или услугу среди множества аналогов. Самый̆ классический̆ пример товарного знака — McDonald’s или KFC. В свою очередь патент — это охранный̆ документ, который̆ получают на новую технологию или устройство. 

 Для каких видов деятельности это нужно? 

Здесь нельзя выделить конкретно какую-то одну сферу деятельности человека. Товарный знак может быть и у маленькой уютной кофейни, на пути к метро, которая известна местным жителям своими качественными и вкусными напитками, так и патент на новый способ добычи нефти может быть необходим огромному предприятию. Поэтому если говорить кратко —  охрана интеллектуальной собственности нужна всем. Даже на обычное мобильное приложение, к которому мы все привыкли и пользуемся в обычной жизни для тех или иных целей, можно получить охрану как на программы для ЭВМ, так и, допустим, патент на способ обработки информации, а иконку приложения можно зарегистрировать как товарный знак, чтобы избежать «грабежа» со стороны конкурентов.

 Давайте представим ситуацию: бизнесмен проводит долгое время в поисках инновационной идеи, чтобы запустить новый бизнес, которого ещё нет в нашей стране. И вот она! С чего ему начать? Бежать оформлять патент, регистрировать товарный знак или все же сначала оформить ИП/ООО? Каков порядок действий?

Тут вопрос расстановки приоритета для самого бизнесмена — ему может быть виднее, что делать в первую очередь. Здесь играет роль большое количество факторов, например — если у него нет зарегистрированного ИП или ООО, подать заявку на товарный знак у него не получится, так как Гражданский кодекс РФ предусматривает, что зарегистрировать товарный знак на себя могут только ИП и ООО, физические лица не могут этого сделать. В этом случае я бы конечно посоветовала начать с регистрации своей организации и выбора организационно-правовой формы, а уже потом защитой обозначения. 

Если же речь идет о подаче заявки на инновационную технологию или устройство, то здесь препятствий обычно не бывает — любой человек может подать заявку на патент и застолбить за собой приоритет, а уже после, если необходимо, заниматься регистрацией организации или ИП. 

Кроме того, если организация уже есть, также необязательно куда-то бежать и что-то срочно подавать — всегда можно охранять свою разработку как секрет производства — ноу-хау. О различиях между получением патента и ноу-хау, о плюсах и минусах этих двух форм охраны, а также о многом другом я рассказываю в своем блоге в Instagram.

А что если этой идеей человек вдохновился у зарубежных компаний? Например, в других странах это уже работает, но в России ещё никто так не делает?

Чисто теоретически можно попробовать взять идею, обработать и подать заявку на патент в России, но нельзя забывать, что одним из критериев патентоспособонсти в РФ является новизна. По сути, новизна означает уникальность и оригинальность технического решения в целом или в его отдельных элементах. Это означает, что при проведении экспертизы заявки в Роспатенте будут проанализированы данные из открытых источников. Следовательно, если зарубежная компания где-то уже рассказала о своей технологии или устройстве,  то в ходе экспертизы это будет обнаружено и станет причиной для отказа в получении патента. 

Кроме того, может получиться так, что подсмотрев идею за рубежом и реализовав ее в России, бизнесмен получит патент, но если вдруг зарубежная фирма решит получить охрану своей собственности в России, то может произойти конфликт. Для таких случаев и существует понятие «патентные исследования» — они показывают, что существует в мире на данный момент в заявляемой области и дает заключение о возможности патентования. Такие исследования рекомендуется делать до подачи заявки, чтобы учесть все риски. 

А что если у человека уже есть своей бизнес и он хочет внедрить новую идею в уже работающую компанию? Что нужно делать? Допустим, компания предлагает новую уникальную услугу или выпускает приложение. Нужно это как-то регистрировать?

Если данная услуга представляет собой, например, инновационный способ лечения угревой сыпи, то конечно лучше задуматься о подаче соответствующей заявки в Роспатент. В регистрации есть смысл, когда предприятие или бизнесмен знает об уникальности своего метода и видит возможность в дальнейшем заработать от продажи или передачи лицензии. Но не всё, что придумывается, надо регистрировать. Для того чтобы получить правовую охрану ваше «изобретение» должно соответствовать определенным критериям, закрепленным в законодательстве РФ. Тоже самое касается регистрации товарного знака. Если вы открыли «Ремонт обуви», то смысла регистрировать такой товарный знак нет, да и не получится — нет различительной способности. Но если вы создали сеть мастерских с широким спектром услуг (ремонт обуви, одежды и т.д.), назвали себя «Мечта-хозяюшка» и хотите выделить себя среди конкурентов, то регистрировать товарный знак необходимо — это ваша визитная карточка, ваш бренд.