Стареющее население: как в европейском бизнесе появился тренд на проекты для пенсионеров

В последние несколько лет пенсионеры из стран ЕС и США, особенно одинокие, стали целью бизнесменов и маркетологов. Множество социальных проектов, стартапов и маркетинговых акций направлены именно на эту целевую аудиторию. Сформировался новый бизнес тренд, который приносит пенсионерам определённые блага, а предпринимателям — хороший доход. 

Популярность тренда связана далеко не только с тем, что бизнесмены стали более сознательными и сострадающими по отношению к людям пенсионного возраста. За этим стоят серьезные изменения в демографии регионов — население Европы и США стареет. Другими словами, количество людей в возрасте от 65 лет значительно выросло и, по прогнозам, продолжит свой рост в ближайшие десятилетия.

Посмотрим на европейские страны: согласно отчёту Европейской комиссии за 2018 год, население ЕС старше 65 лет за 6 лет выросло на 4,6%. Если в 2010 году население этой возрастной категории составляло 25%, то в 2016 оно увеличилось до 29,6% от общего населения стран Евросоюза. По прогнозам Еврокомиссии, эти цифры продолжат расти, и к 2070 году ожидается показатель в 51,2%. Это значит, что на одного пенсионера будет приходиться 2 человека работоспособного возраста, а не 4, как это было в 2010 году.

Разобравшись с причинами появления тренда, перейдём к конкретному примеру. Речь пойдёт не о корпорациях, а о стартапе, инициатором которого стала полячка Магда Сабатовски. Её идея состояла в том, чтобы поддержать одиноких женщин пенсионного возраста: помочь им социализироваться и заводить новые знакомства, обмениваясь рецептами и блюдами, по ним приготовленными.

К слову, по прогнозам Еврокомиссии, к 2020 году население в Польше 65+ вырастет на 2,4% относительно 2016 года и будет составлять 18,7% от общего населения страны, превысив отметку в 6,7 млн человек. А к 2030 году прогнозируется рост до 20,3%. 

Проект Сабатовски под названием Social Oven («Социальная духовка») — это популярный сейчас формат бокса — набора в картонной коробке, который доставляется по подписке. На рассылку могут подписаться не только пожилые женщины, но и их соседи – они могут оплатить подписку или деньгами, или выполнением разных поручений (покупка пенсионерам продуктов, ремонт их вещей, помощь по дому и т. д.).

В наборе есть инструкция по пользованию набором, книга рецептов, информация об аллергиях, табличка на дверь со списком меню, чтобы можно было оповестить соседей о меню на день и многое другое.

Фото: Dezeen

В интервью порталу Dezeen Магда Сабатовски рассказала, что прежде чем запустить проект, она пообщалась со своей целевой аудиторией — десятками одиноких пожилых женщин и выяснила, что большинство из них находятся в депрессии из-за того, что им не с кем общаться. Кроме того, по её словам, традиции гостеприимства и общения с соседями были утеряны в Польше за последние 10 лет. Это стало ещё одним поводом для Магды запустить проект и возродить былое общение между людьми. 

ТрендХакер призывает бизнесменов, маркетологов и тех, кто ищет новые идеи для бизнеса, обратить внимание на этот активно растущий тренд в Европе и, возможно, применить его в России.